РМС-МедТур

Медицина и Туризм


Медицинский туризм - лечение и реабилитация






Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

БРЕХТ

(Brecht) Бертольт (10. 2. 1898, Аугсбург,- 14. 8. 1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и обществ, деятель. Сын директора фабрики. Учился на мед. ф-те Мюнхенского ун-та. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирич. антивоенная баллада "Легенда о мёртвом солдате" (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы - "Ваал" (1918, изд. 1922), "Барабанный бой в ночи" (1922), "В чаще городов" (1921-24, изд. 1927) - содержат сатирич. полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни ("Карманный сборник", 1926; "Домашний сборник", 1927) нек-рые критики считали выражением анархо-индивидуалистич. взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистич. революции. Пьеса "Что тот солдат, что этот" (1927), муз. комедия "Махагони" (1927), как и "Трёхгрошовая опера" (1928, музыка К. Вейля), выражают уже резко определённую антикапиталистич. и революц. целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию "эпического театра", к-рый должен стать театром "эпохи науки и социалистич. революции". Назидательные пьесы-"Перелёт через океан" (1929), "Говорящий "да" и говорящий "нет"" (1929- 1930), "Высшая мера" (1930), "Исключение и правило" (1930), "Горации и Куриа-ции" (1934) - рассчитаны были на постановку не только проф. театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидат. духе написаны и драмы "Святая Иоанна скотобоен" (1929-30, опубл. 1932) и "Мать" (по роману М. Горького, изд. 1933). После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933-47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в обществ, жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сб. "Песни, стихи, хоры", 1934, "Сведенборгские стихи", 1939). Песни Б. ("Марш единого фронта", "Песня о солидарности" и др. ), музыка к к-рым написана X. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. "Трёхгрошовый роман" (1934), статья "Пять трудностей пишущего правду" (1934) - первые значит, произв. Б. прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистич. сцен "Страх и отчаяние в Третьей империи" (1935-38), героич. драму "Винтовки Тересы Кар-рар" (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, "пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное мышление", воплотились в драмах-притчах "Добрый человек из Сезуана" (1938-40), "Карьера Артуро Уи" (1941, пост. 1959), "Кавказский меловой круг" (1944), в историч. драмах "Мамаша Кураж и её дети" (1939, изд. 1941), "Жизнь Галилея" (1938-39), "Дни Коммуны" (1947) и в нар. комедиях "Господин Пунтилла и его слуга Матти" (1940) и "Швейк во второй мировой войне" (1944). Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой - актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр "Берлинер ансамбль". Б. был избран в "Академию искусств" (1950). Влияние и слава лит. творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во мн. театрах Сов. Союза. В 1954 спектакль театра "Берлинер ансамбль" "Мамаша Кураж" получил 1-ю премию на Между нар. театральном фестивале в Париже. Ученики Б. Плодотворно развивают его художеств, опыт и эстетич. теории. Теоретич. взгляды Б; изложены в статьях "Народность и реализм" (1938), "Малый органон для театра" (1949) и др. Б. удостоен Нац. пр. ГДР (1949), Международной Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1954). Соч. : Stucke, Bd 1 - 14, В. - Weimar,, 1967-69 (изд. продолжается): Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1 - 2, В. -Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr. 1M., 1968]; Uber Theater, [2 Aufl. ], Lpz., [1969]; врус. пер. - Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1 - 5, М., 1963 - 65. Лит.: Зингер ман Б., О театре Брехта, в его кн. : Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт - новатор театра, М., 1961; его же, Театральноэстетические взгляды Брехта, М., 1966; Р а и х Б. Ф., Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965; К о п е-лев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R.. В. Brecht, 2 Auf!., Stuttg., 1963; W i 1-1 e 11 J.. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb., 1964; Schumacher E., B. Brechts "Leben des Galilei" und andere Stucke, В., 1965; Riilicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, В., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969. Л. 3. Копелев.